Кто будет контролировать движение большегрузов на федеральных трассах?

16 ноября

Уже несколько лет Росавтодор и Минтранс обсуждают возможность создания пунктов автоматического весогабаритного контроля на дорогах федерального значения. Похоже, что в ближайшее время эта идея будет реализована.

Проект по установке комплексов весового контроля является одним из направлений крупного проекта национального уровня «Безопасные и качественные дороги». Время его запуска намечено на 2019 год. В данном проекте предполагается государственно-частное партнерство.

Проект концессии

В октябре текущего года Правительство РФ сообщило, что будет искать внебюджетные источники для создания масштабной системы весового контроля, состоящей из 400 проверочных пунктов.

Заявки на реализацию проекта направили оператор «Платона» и фирма «РТ-Инвест». Министр транспорта Евгений Дитрих отмечает, что пока инициативы от других представителей бизнеса отсутствуют, но после окончательной публикации проекта должны появиться новые претенденты.

Согласно плану Минтранса уже в 2019 году на федеральных трассах начнут полноценно функционировать 100 пунктов контроля, а до конца 2021 их будет насчитываться около 400 единиц. В настоящий момент действует 27 комплексов АСВГК, которые расположены на трассах федерального значения.

Поэтапный запуск системы

Минтранс намерен осуществлять запуск новой системы в несколько этапов. При утверждении данного решения учитывался опыт создания постов весогабаритного контроля на региональном уровне. Практика запуска АСВГК на территории Калининградской области продемонстрировала, что многие грузоперевозчики после установки проверочного комплекса начинают пользоваться другими трассами, тем самым разрушая их. Именно поэтому на начальном этапе технические средства заработают на самых важных точках, что позволит отследить дальнейшее перераспределение трафика и выявить места последующей установки автоматических пунктов.

Но и в таком случае недобросовестные водители будут пытаться всячески избежать постов: закрывать номерные знаки, объезжать зону поста через поле или другими альтернативными маршрутами. В Белгородской области следующим путем справились с данной проблемой.

«Наши IT-специалисты сделали оцифровку транспортных потоков. Для этого на трассах установили около 30 камер, создающих уникальный цифровой след транспортного средства. Это позволяет эффективно бороться с теми, кто закрывает номера. С помощью нейросети происходит вычисление машины уже на других участках, где движение осуществляется с открытым номером», - рассказал Федор Жерновой, представитель компании «Городские технологии».

Благодаря такому технологическому решению компания «Городские Технологии» достигла существенных результатов в выявлении нарушителей. Дела, переданные на рассмотрение судам, завершены в пользу власти.

В кругах грузоперевозчиков говорят как о плюсах, так и о минусах внедрения системы. Автоматизация весогабаритного контроля позволит всем участникам отрасли наладить правильную работу, существенно сократить время взвешивания грузовика, которое делается в процессе движения транспортного средства, и убрать коррупционную составляющую. При этом у перевозчиков вызывает сомнение точность работы оборудования на пунктах контроля, а также беспокоит до сих пор неразрешенный вопрос о том, кто обязан платить штраф – отправитель груза или непосредственно перевозчик.