Тенденции рынка автоперевозок в 2019 году

18 января

По прогнозам участников транспортного рынка, в 2019 году расходы перевозчиков существенно увеличатся. Это связано с повышением налоговых ставок, стоимости горючего и расходных материалов.

Индексация тарифов «Платона»

По самому нелюбимому для перевозчиков тарифу правительство должно было провести индексацию еще в июле 2018 года. В итоге данную инициативу отложили, мотивируя свое решение необходимостью повысить эффективность контроля нарушителей.

После передачи функций контроля Ространснадзору сборы по «Платону» возросли. Многие перевозчики стали переходить на легальную схему работы, поскольку без бортового датчика совершать рейсы стало невыгодно. Индексация тарифа запланирована на июль 2019 года.

НДС увеличится до 20%

В июне 2018 года правительство анонсировало изменение ставки НДС до 20%. Граждан успокоили тем, что по наиболее востребованным категориям товаров льготы сохранятся. Но полуприцепы, грузовики, запчасти для них и топливо не относятся к таковым. Для перевозчиков цены повысятся на все, что требуется для ведения их деятельности.

Рост стоимости топлива

После повышения НДС транспортников ждет увеличение уровня акциза в 1,5 раза. Оба эти фактора приведут к резкому повышению цен на горючее.

По мнению экспертов, не только «дизель» и бензин станут дороже, но также повысится стоимость газомоторного топлива. Сергей Канаев, глава Федерации автовладельцев, говорит о пропорциональном росте цен на указанные виды топлива. Аналогичная тенденция сейчас наблюдается в странах Евросоюза.

Ужесточение весового контроля

На данный момент вопрос о внедрении и разработке системы автоматического весогабаритного контроля остается открытым. По предварительной информации, запуск АСВГК в пилотном режиме может произойти в третьем квартале 2019 года. Данное заявление сделал Иннокентий Алафинов, замминистра транспорта РФ. Срок действия пилотного проекта около 3 месяцев. В связи с этим перевозчикам следует ожидать усиление весогабаритного контроля.

Отмена налоговых льгот

До 31 декабря пользователи «Платона» могли оплачивать транспортный налог по льготному тарифу. Из сбора вычиталась сумма, которую перевозчик потратил на использование федеральных трасс. С 1 января 2019 года данная поблажка больше не действует, что является еще одним фактором повышения расходов транспортных компаний.

Чего еще следует ожидать?

Сейчас в правительстве обсуждают законопроект, предполагающий наличие единого реестра перевозчиков. Подобное нововведение усложнит деятельность небольших фирм.

Пока информации о данном законопроекте не так много. Известно, что его инициаторами являются представители Торгово-промышленной палаты. По мнению Сергея Катырина, занимающего пост президента палаты, благодаря появлению реестра многие перевозчики выйдут из тени, что благотворно отразится на конкуренции внутри отрасли. Требования, необходимые для получения лицензии, Сергей Катырин не назвал. Хочется верить, что они будут лояльными, ведь при строгом подходе небольшие компании и «частники» просто не смогут работать.

Также усложнит деятельность частным перевозчикам налог для самозанятых. Точная статистика о числе незарегистрированных дальнобойщиков, работающих на себя, отсутствует. По мнению экспертов, владельцами более 50% большегрузов в России являются именно физические лица.

Новый законопроект обязует самозанятых перевозчиков направлять в ФНС 4-6% от полученного дохода. В 2019 году налог будет действовать в 4 регионах России в экспериментальном режиме. Далее его планируют расширить на другие регионы страны.