Российские перевозчики готовятся к тотальному автоматизированному контролю

18 января

Российские власти намерены ужесточить меры по сохранению целостности автомобильных дорог. Профильные ведомства ищут различные способы введения эффективной системы весогабаритного контроля.

До 2024 года будут утверждены законы, предусматривающие обязательное наличие специальных датчиков на транспортных средствах массой от 3,5 тонн. Данное предложение является частью глобального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Паспорт мероприятий правительство утвердит в ближайшее время. Минтранс и Минпромторг в течение двух лет должны изменить существующий технический регламент Таможенного союза. Речь идет о запрете ввоза на территорию РФ большегрузов, у которых отсутствуют указанные датчики.

Стоит отметить, что сейчас российские транспортные компании за нарушение установленных весогабаритных критериев вынуждены оплачивать высокие штрафы. Превышение показателя полной массы всего на 2% обойдется перевозчику в 150 тыс. рублей, а при перегрузе на 50% штраф составляет 150 000 рублей. При этом дальнобойщики утверждают, что на месте можно свободно обо всем договориться за тысячу рублей.

По словам главных лиц Росавтодора, треть грузовиков не соблюдают установленных весогабаритных норм. Такие автомобили ежегодно наносят ущерб дорожной инфраструктуре на сумму, превышающую 2,6 триллиона рублей, а государство выделяет на развитие этого направления 1,2 триллиона рублей.

Специалисты отмечают, что озвученные цифры являются абсурдными, ведь в таком случае грузовики за год полностью разрушат все автомобильные дороги. Также эксперты указывают на частое появление колейности в крайних левых полосах, по которым движутся только легковые автомобили. По статистике Ространснадзора и Росавтодора, из общего числа грузовиков лишь 10% являются нарушителями.

Некоторые дальнобойщики открыто признаются в сознательном перегрузе автомобилей. «Трехосники» загружаются до 50 тонн при максимальном разрешенном параметре 25 тонн. «Действительно перегружаем, но и система взвешивания должна быть корректно настроена. На разных пунктах контроля масса большегруза может отличаться в пределах 3-5 тонн», - говорят перевозчики.

Взвесить всех

Согласно прогнозу Федерального дорожного агентства, до 2020 года федеральные трассы будут дополнительно оборудованы 387 станциями автоматического весогабаритного контроля грузовиков. Такой пункт можно проезжать без остановки. Уведомление о необходимости уплаты штрафа будет приходить нарушителю по почте. Описанные меры позволят полностью исключить возможность получения инспектором взятки.

«Главное обеспечить корректную работу весов. Сейчас на пунктах взвешивания погрешность иногда достигает 20%. В таком случае перегруз появляется сам по себе. Также необходимо внести изменения в законодательство. Ответственность за перегруз должна ложиться не на перевозчика, а на тех, кто занимался загрузкой машины, поскольку именно они допустили превышение показателей», - отметил председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

Кто виноват?

Разрушение дорог происходит не только в связи с несоблюдением весогабаритных параметров, но и по причине нарушения коммунальщиками технологий строительства и ремонта трасс. Также свое влияние оказывает климатическая ситуация.

В любом случае действия властей по предотвращению перегруза являются положительным шагом. Но дороги должны быть высокого качества, а условия работы для дальнобойщиков абсолютно прозрачными.