Выезд за границу по талонам

27 марта 2023

Депутаты приняли закон, который делает невозможным выезд за границу без электронного талона. Эта инициатива вызвала возмущение владельцев транспортных средств, что привело к отказу от поправок, которые обязывали получать талоны для легковых автомобилей. Проходить процедуру должны владельцы транспорта, которые осуществляет международные грузовые перевозки. Законодатели считают, что электронные талоны устранят километровые очереди на пограничных пропускных пунктах.

Принятый закон начнет работать с 1 сентября 2023 года. До этого момента будет составлен перечень дорог, по которым нельзя ездить без регистрации. Также правительство РФ сформирует список пограничных пунктов пропуска, где не будут выпускать водителей без электронных талонов.

В утвержденном депутатами законе содержатся требования к инфраструктуре, которая прилегает к пунктам пропуска. Они касаются обустройства стоянок, освещения, оснащения дорог. Даже прописаны требования к урнам и туалетам.

Для их получения нужно предоставить пакет документов, забронировать дату. Профильные государственные службы имеют право отказать в выдаче электронного талона, если владелец транспортного средства не предоставил документы в полном объеме или требуемые данные. Нововведение коснется российских, иностранных владельцев грузового транспорта.  

Почему депутаты приняли закон о пересечении границы по электронным пропускам

Необходимость решать проблему очередей на пограничных пунктах объяснил депутатам заместитель Минтранса РФ Дмитрий Зверев. Он рассказал о том, что транспорт сегодня проходит контроль в порядке живой очереди за исключением нескольких категорий. Это приводит к образованию длинных очередей. Введение санкций, которые спровоцировали перестроение логистических цепочек, усугубило эту проблему.

В качестве примеров того, что проблему очередей нужно решать были приведены ситуации на пропускных пунктах «Верхний Ларс», «Соловьевск», «Забайкальск». Через них водители въезжают в Грузию, Монголию и Китай соответственно. Но для этого приходится простоять много часов в очереди.

Чиновники считают, что действие закона должно распространяться только на перегруженные пункты пропуска. Поэтому правительство получило задание составить их перечень. Также чиновники считают, что нужно пропускать по «зеленому коридору» или без очереди грузовики, которые перевозят товары первой необходимости, например медикаменты.

Инициаторы закона о необходимости получения электронных пропусков для пересечения границы полагают, что нововведение сэкономит время перевозчиков. Талоны повысят прогнозируемость прибытия грузовиков, сократят простой в очередях 25%. По словам депутатов, они позволят пересекать границу за 20 минут.

Кроме того, принятый закон повысит комфорт прохождения пограничного контроля. Схема проезда по электронным талонам тестируется на пункте «Чернышевское», через который грузовики въезжают в Литву.

Что думают о введении электронных талонов эксперты

Специалисты по логистике считают, что нововведения полностью не решат проблему очередей на границе, но сократят время ожидания. Эксперты указывают на то, что подобную систему использовала Белоруссия. Но устранить очереди с ее помощью не удалось. Электронные пропуска на 30% сократили время ожидания.

Профильные специалисты считают, что рациональным решением станет синхронизация оформления электронных талонов на выезд и оформления таможенной декларации. При этом многие сходятся во мнении, что эффективность новой системы зависит от работы пунктов пропуска, их технических возможностей, особенностей прилегающей инфраструктуры, организационных особенностей.

Хватает у нововведения и противников. Они считают, что сам процесс оформления талона создаст дополнительные проблемы. Они будут связаны с необходимостью предусмотреть множество факторов, включая продолжительность оформления пропусков. Сократит ли новый алгоритм время пересечения грузовиками границы или создаст дополнительные проблемы, – покажет время.