Ситуация на границе с Китаем продолжает ухудшаться

03 мая 2023

Пересечения границы РФ и КНР ожидают грузовики, которые создали очередь длинной более 10 км. Водители тягачей каждое утро проходят перекличку, но вереница фур не становится короче. Если нет желания тратить время на ожидание, то придется заплатить 350 тыс. рублей в рамках «серой» схемы пересечения границы. И такая ситуация сложилась на фоне стремительного роста товарооборота между Россией и Китаем. Статистика фиксирует увеличение на 40%.

Почему на границе с Китаем образуются километровые очереди из фур

Длительное ожидание, которое может длиться несколько недель, создает напряженность. Ежедневно фиксируются конфликты между водителями фур. В сутки границу пересекает не больше 10 грузовиков. А для снятия напряженности на пограничных пунктах пропуска, необходимо пропускать не меньше 300 грузовиков. Такую оценку дали сами водители.

Есть многочисленные подтверждения того, что электронная очередь не работает и пограничные пункты пропуска практически закрыты. Поэтому водителям приходится самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации. Представители профильных профсоюзов сообщили, что для быстрого пересечения границы нужно заплатить от 250 тыс. до 350 тыс. рублей.

Наиболее проблемным является Забайкальский пограничный пункт. Здесь образовалась многокилометровая очередь из грузовиков. Специалисты, очевидцы говорят, что такая ситуация спровоцирована путаницей в схемах прохождения таможенного контроля. Одни водители проходят его по старинке, путем оформления бумаг, другие, – через электронную очередь. Это приводит к конфликтам, проволочкам и затягиванию процесса проезда границы.

В мае 2023 года водители из Бурятии попытались прорваться к приграничному пункту вне очереди, но были остановлены сотрудниками ГБДД. При этом был поврежден автомобиль краевого начальника Госавтоинспекции. Профильные ведомства не дают комментарии о том, какие меры предпринимаются для решения проблемы на пограничных пунктах, включая Забайкальский.

Последствия пандемии, хакерских атак и санкций

Представители профильных организаций говорят, что проблемы с пропускной способностью на пограничных пунктах начались из-за локдаунов. До пандемии границу пересекали 150 грузовиков.

На снижение пропускной способности повлияло изменение правил заполнения деклараций. Документы подаются не в электронном, а в бумажном виде. Изменения стали результатом кибератаки на сайт Федеральной таможенной службы, привели к существенному замедлению процесса пересечения границы.  

Антироссийские санкции стали одной из причин обострения ситуации. Они разрушили логистические цепочки, заставили транспортные компании переориентироваться на Восток. Это увеличило нагрузку на пограничные пункты пропуска.

Осложнение ситуации с проездом границы привело к появлению организованных преступных групп, которые взяли под контроль организацию очереди грузовиков, брали деньги за ускоренное прохождение таможенного контроля. Для создания препятствий участники группировок вносили в списки очереди несуществующие грузовики.

Факты такой деятельности были зафиксированы в 2022 году. Правоохранительные органы задержали участников группировки. Но на место арестованных пришли новые люди, которые хотят заработать на сложной ситуации.

Параллельно очередь организуется call-центром и волонтерами. Но это не увеличивает пропускную способность пограничных пунктов. Эксперты утверждают, что причина проблем кроется в неспособности росграницы, таможенной службы и Минтранса согласовать действия, выработать единый алгоритм совместной работы.