Последствия у запрета на передвижение по территории РФ польских грузовиков

27 июня 2023

В ответ на ужесточение санкционного давления со стороны Коллективного Запада и, в частности, Польши российское правительство решило ввести запрет на перемещение грузовиков из этой страны по территории РФ. Также польских перевозчиков обяжут покупать топливо по европейским ценам.

Но эксперты в сфере логистики полагают, что такие ограничения создадут проблемы для белорусских компаний. Они нанесут удар по доставке в Россию запчастей и автотранспорта. Еще одно негативное последствие – нарушение логистических цепочек, которые проходят через Среднюю Азию, связывают РФ с Китаем.

Запрет на передвижение, но не на въезд

Тягачи с польскими номерами смогут пересекать российскую границу и доезжать до таможенного пункта, где им нужно будет перегружать товары или оставлять фуры для перецепки. По пути к конечному пункту польские грузовики смогут покупать дизельное топливо по европейским ценам, которые находятся на уровне 118 рублей за литр. В России его стоимость составляет 57 рублей.

Динамика перевозок польскими транспортными компаниями

Введение санкций Коллективным Западом в отношении РФ и ответные запреты привели к сокращению количества грузовиков польских транспортных компаний, которые доставляли товары в разные регионы России. При этом польские перевозчики продолжили возить определенные виды грузов, включая табачные изделия, алкогольную продукцию, медикаменты, скоропортящуюся продукцию. Они делят этот рынок с литовскими и латвийскими транспортными компаниями.

Почему от запрета передвижения по России польских грузовиков пострадают белорусские компании

Специалисты уже посчитали, что введение запрета на передвижение польских грузовиков по России принесет их владельцам убытки в размере 8,5 млрд. евро. Это создаст финансовые сложности для 2 тыс. транспортных компаний, лишит рабочих мест 20 тыс. водителей.

Также эксперты сообщили, что российские запреты нанесут ущерб не только польским, но и белорусским перевозчикам. В 2022 году они массово стали оформлять лицензии в Польше, чтобы обойти запреты, введенные Евросоюзом. В 2022 году было выдано почти 37 тыс. разрешений на транспортировку грузов компаниям с белорусским капиталом.

Эта цифра больше, чем прогнозируемое количество водителей, которые потеряют работу. Но специалисты утверждают, что белорусские компании, используя такую схему, захватили рынок поставки запчастей, транспорта, а также товаров, которые не запрещено ввозить в Россию. Поэтому ограничение перемещения польских грузовиков по территории РФ фактически нанесет ущерб белорусскому бизнесу.

Ограничения ударят по реэкспорту запасных частей и транспорта. По документам они ввозятся для доставки в страны Средней Азии, но фактически остаются в России. Такая схема вместе с поставками по подобному алгоритму из Турции, Ирана и Китая позволяет частично перекрывать дефицит комплектующих для техники разных классов и типов.

Специалисты предполагают, что транспортные ограничения, введенные Россией, могут повлечь зеркальный ответ со стороны стран Средней Азии, включая Казахстан. Это нарушит логистические цепочки поставок товаров, техники, оборудования из Китая в Россию. Также эксперты утверждают, что ограничения принесут пользу не российским, а литовским перевозчикам, так как маршруты поставок сместятся в эту прибалтийскую страну.