Обновление парка для российских перевозчиков стала еще острее

18 августа 2023

Дефицит, стремительное старение парка тягачей привели к росту тарифов транспортировки грузов до 50%. Усугубило ситуацию падение курса рубля, которое спровоцировало подорожание грузовиков и запчастей к ним. Серьезное давление на отрасль оказало повышение утилизационного сбора.

Статистика говорит о том, что по российским дорогам ездит около 300 тыс. грузовиков. Средний их возраст составляет 18 лет. При этом стоимость тягачей в 2022–2023 году выросла до 40%.

На фоне проблем в сфере логистики на 61% вырос спрос на транспортные услуги. Этому способствовала необходимость доставки строительных материалов в новые регионы. Эксперты считают, что к глобальным проблемам в сфере логистики привело отсутствие единых стандартов, которые охватывают различные классы транспорта. Специалисты говорят о недостаточной плотности автомобильных дорог, необходимости их разделения для легкового и грузового транспорта. Это, по их мнению, должно привести к снижению тарифов.

Также эксперты считают, что необходимо разработать единые стандарты взаимодействия разных видов транспорта: водного, воздушного и наземного. А до того момента ставку следует делать на железные дороги. Но тут же специалисты делают поправку, что их плотность в некоторых регионах еще ниже, чем автомобильных путей сообщения. Поэтому конечному владельцу грузы зачастую доставляются грузовиками, что удерживает высокий уровень спроса на автомобильные перевозки.

Представители организаций, которые занимаются исследованием логистики, говорят, что дефицит тягачей, их высокая цена и существенный рост тарифов заставит часть компаний переориентироваться на железнодорожный транспорт. Но рост спроса и тут спровоцирует увеличение цены транспортировки товаров, оборудования, строительных материалов.

Инфляция – еще один фактор, который влияет на тарифы перевозки грузов, независимо от вида транспорта. И ее индекс в 2023 году достиг 12%. При этом эксперты отмечают, что к росту инфляции приводят проблемы в транспортной отрасли, включая нехватку тягачей. И этот замкнутый круг не получится разорвать без участия государства.

Эксперты в сфере логистики и представители транспортных компаний считают, что для улучшения ситуация нужно снизить финансовое давление на перевозчиков. Одна из предложенных мер – расширение программ государственной поддержки. Это, по оценкам специалистов, позволит каждый год покупать перевозчикам до 5 тыс. новых тягачей.

Перевозчики предлагают повысить размер субсидии на покупку новых грузовиков минимум до 10%. Сейчас он не превышает 8%, к чему привел стремительный рост инфляции. Этот вопрос рассматривается правительством.

При этом многие перевозчики не хотят ждать государственной поддержки, своими силами пытаются сократить расходы. Некоторые компании осваивают производство расходных материалов. Другие ищут дешевые аналоги запчастей, адаптируют их под европейские грузовики. Снизить тарифы перевозчики пытаются путем оптимизации логистики, исключения из цепочек некоторых операций.

Специалисты сходятся во мнении, что ближайшие месяцы рост тарифов замедлится или остановится. К этому приведет частичное переориентирование заказчиков на железнодорожные перевозки, попытки адаптации перевозчиков к текущим рыночным условиям. Но затем рост тарифов вновь возобновится, так как глобальные проблемы останутся нерешенными. Увеличение стоимости перевозки подстегнет спрос на доставку товаров перед новогодними праздниками.