Перемены рынка грузоперевозок России

17 марта

Российский рынок автомобильных перевозок привык быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Едва он успел прийти в себя после ограничений из-за COVID-19, как логистику вновь приходится корректировать.

Проблем достаточно много, и они только выходят на поверхность. Еще до ввода основных санкций в отношении РФ европейские порты и пропускные пункты стали усиленно проверять все поставки в нашу страну. Это привело к увеличению длительности досмотра. От привычных нескольких часов процесс растянулся до нескольких суток. Это стало причиной отказов морских операторов возить в Россию грузы вне зависимости от его назначения. В конечном итоге пострадали автоперевозчики, которые специализировались на доставке товаров к и из российских портов.

В южном направлении также были перебои, но по другой причине - из-за риска обстрелов. Постепенно черноморские порты вернулись в международные логистические цепочки и в эту сторону снова потянулись фуры.

Единственное направление, по которому практически ничего не изменилось - Дальний Восток.

Другая проблема - поставки в сторону Украины. С началом спецоперации перевозчики переориентировались на белорусское, литовское, польское и эстонское направления. Но постепенно трафик стал уменьшаться из-за сокращения объема товарооборотов ЕС с Россией. Кроме того, стали более тщательными досмотры на польской и литовской границе, при том что в латвийском направлении перемен практически не было. Автоперевозчики готовятся к тому, что проверки на многих международных направлениях станут более тщательными.

На фоне роста цен на топливо в ЕС, активность клиентов из Евросоюза также должна пойти на спад. Это грозит ряду перевозчиков этих стран банкротством. Заказов уже становится меньше, и это только начало.

Российские автокомпании тоже не в выгодном положении. Помимо того, что в Европе растут цены топливо, увеличиваются траты на запчасти, лизинговые и кредитные платежи. Пока это не сильно отразилось на стоимости тарифов, но будет имеет отложенный эффект. На этом фоне часть перевозчиков, которые ранее работали на международных направлениях, скорее всего, начнут пока курсировать внутри страны. Тем более здесь нет прогнозов по росту цен на топливо.

Но некоторые автокомпании уже начали паниковать. Часть перевозчиков запрашивает предоплату, особенно если речь идет про рейсы в другие страны.

С увеличением списка санкционной продукции объемы международных перевозок будут снижаться и в дальнейшем. Свою роль сыграет и спад европейской экономики, который уже очевиден на фоне инфляции. Кризис будет усиливаться и влияние на это окажут санкции против России, которые ломают логистику, удлиняют плечо перевозок.

Эксперты также прогнозируют, что определенный объем международных перевозок уйдет с автомобильных дорог на железнодорожные. Причина в том, что в ЕС нет запрета на работу РЖД. Следовательно, вопросов на таможне возникает меньше, ниже и риски конфискации товаров и ТС.

На этом фоне самым привлекательным направлением для автоперевозчиков становится восток. В первую очередь речь идет про Китай. Интермодальные сервисы в дальневосточных портах продолжают работать, пусть и с небольшими временными задержками. В планах — подписание договоров о развитии сухопутных перевозок, которые позволят сократить сроки доставки. Проблема в другом: Китай все еще переживает коронационные ограничения и не все предприятия вернулись к полноценной работе.