Как меняется рынок автомобильных грузоперевозок под санкциями

30 мая

Пятый пакет антироссийских санкций нанес серьезный урон по отрасли логистических перевозок — работа российских и белорусских транспортных компаний в ЕС теперь серьезно ограничена. Перевозчики страдают от роста себестоимости услуг, падения тарифов и спроса со стороны заказчиков.

С 8 апреля фуры из России и Белоруссии перестали пропускать через границы близлежащих к этим странам государств Евросоюза. Таможенные службы ссылаются на пятый пакет антироссийских санкций, введенных из-за специальной военной операции нашей страны на Украине. Запрещены даже транзитные грузовые перевозки по территории ЕС.

Как сообщает vgudok.com со ссылкой на президента российской Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тараса Коваля, в сложившейся ситуации пострадали как минимум 15 тысяч водителей двух стран. По его словам, выход из сложившийся ситуации в виде переориентации перевозок с одного направления на другое не такой простой, каким кажется обывателям. О легкости этого решения могут рассуждать лишь те, кто сами не сталкивались с логистическим бизнесом, транспортными перевозками. По словам Коваля, международные перевозчики сильно отличаются от российских — и с юридической точки зрения, и с позиции ведения деятельности. Он уверен, что быстро переориентироваться на новые направления, тем более на фоне падения рынка транспортных услуг, очень трудно.

Цена на автомобильные грузовые перевозки в России прекратили расти в марте. Спустя месяц они начали снижаться. Причина в санкциях и переключении некоторых перевозчиков с внешних на внутренние рынке, массовом уходе иностранных компаний из России. Это сокращает спрос на фоне растущего числа предложений услуг грузоперевозок.

Особенно сильно влияние санкций на отрасль ощущается в крупных городах, как сообщает ati.su. В столице страны спрос на перевозки сократился по итогам квартала на 15%, в марте падение составило около 30%. В северной столице падение также началось в марте (13%), хотя еще в январе был более чем 40%-ый рост. Санкт-Петербург и другие города, тесно связанные с Евросоюзом сетью автомобильных дорог, ощутили влияние пятого пакета санкций особенно остро. В этих регионах простаивает большинство фур.

Вместе с падением спроса наблюдается снижение тарифов на перевозки. Другой важный момент — сокращение объемов транспортировок. Уход крупных компаний ударил по транспортным фирмам, которые их обслуживали. А одну крупную международную компанию типа Икеи могли обслуживать несколько десятков компаний-перевозчиков.

Министерство транспорта и автомобильных дорог России включилось в решение вопроса допуска фур из нашей страны в европейские. Обсуждались вариант введения аналогичных ответных санкций, но решение так и не было принято.

Эксперты видят несколько путей разрешения ситуации, один из которых якобы может быть принят. Речь идет про введение ответных санкций, но параллельном обеспечении перегруза или переприсоединения прицепов около границы — это позволит «международникам» работать и несколько смягчит введенные санкции. По данным на 27 апреля никакие решения по этой теме не были приняты.

Показательно, что по итогам первого квартала изменилась и структура спроса на перевозки: растет интерес к экспорту (+45% в марте и +33% по итогам квартала). При этом спрос на импортные перевозки был стабильным и в марте начал немного падать. Эксперты не исключают изменения трендов во втором квартале года из-за санкций, но добавляют, что мартовский рост давали перевозки в южном направлении.