Перевозчики меняют российскую «прописку» на казахстанскую

06 июня

Логистические фирмы из Российской Федерации, для которых с середины апреля закрыт въезд в страны ЕС, ищут альтернативные варианты заработка. Одни выходят на новые направления, другие - продолжают работать на зарубежных рынках, зарегистрировав юридическое лицо в соседнем Казахстане.

Как пишет forbes.ru, до того как вступили в силу антироссийские санкции, более 3 тысяч грузовых компаний из РФ с парком в 45 тысяч машин работали на европейском направлении. Суммарная штатная численность сотрудников этих фирм превышала отметку в 70 тысяч. Они зарабатывали на оказании услуг от 2,5 до 2,7 миллиардов евро. В настоящий момент данный рынок закрыт для российских перевозчиков. На нем зарабатывают иностранные компании, которые существенно повысили ставки на услуги доставки из России в страны Евросоюза и обратно.

Некоторые отечественные компании нашли способ вернуться в Европу - они регистрируют свои фирмы в дружественных странах, например, Казахстане и российские фуры на номерах этой страны беспрепятственно пересекают границы. Ситуация уже вызвала беспокойство в парламенте Республики Казахстан: группа депутатов направила запрос в министерство индустрии и инфраструктурного развития. Сообщив о том, что перевозчики из РФ и Республики Беларусь прошли регистрацию в Казахстане, они указывают на то, что этими действиями фирмы из соседних государств фактически выдавливают с рынка казахстанские компании. Парламентарии выступили с предложением разработать меры защиты национальных экономических интересов. Также они предлагают вести с ЕС переговоры о расширении квот на объемы транспортировок. Они указывают, что приход в Казахстан логистических фирм из РФ и РБ спровоцировал нехватку разрешений. Это в свою очередь привело к росту цен на услуги.

Участники российского рынка грузоперевозок поясняют, что регистрация в соседнем государстве - это временное решение, у которого к тому же есть свои минусы. Один из них - это наличие той самой системы разрешений, с помощью которой регулируется доступ к европейскому рынку перевозчиков из третьих стран. Представители бизнеса также указывают на то, что сейчас российские и белорусские фирмы вынуждены по-новому выстраивать логистику - через Грузию, Турцию, Иран и Азербайджан. Это приводит к тому, что на границе наблюдаются гигантские скопления большегрузного транспорта. Например, в конце мая на переходах Эстония-Россия скопилось 517 машин, а на КПП на военно-грузинской дороге была очередь из 5 тысяч фур. Пробка на границе нашей страны и Грузии появилась из-за перехода на этот маршрут перевозчиков из РФ и РБ, которые ранее работали на Европу. А заторы на прибалтийских границах связаны с тем, что сюда направились европейские фуры, для которых теперь закрыт проезд по Белоруссии. Пропускная способность этих переходов не была рассчитана на такое увеличение объемов.

Российские перевозчики уверены, что наша страна также должна ввести ответные меры и закрыть проезд в страну для иностранных логистических компаний, как сделала РБ. Это приведет к тому, что от границы РФ по территории страны для перевозки придется задействовать отечественные компании. В конечном итоге это позволит полностью перераспределить трафик. В результате этих мер уменьшится ажиотаж и стоимость транспортных услуг.

В конце апреля Ассоциация международных автоперевозчиков направила письмо в кабинет министров с инициативой принять в короткие сроки ответные меры к европейским перевозчикам - по примеру Белоруссии. В конце мая в Минпромторге России заявили о поддержке подобного сценария.