Подорожание перевозки грузов из-за повышения утилизационных сборов

17 июля 2023

С 1 августа 2023 года утилизационный сбор на новые и подержанные грузовики для юридических лиц, которые их ввозят, увеличится в 1,7 раза. И для владельцев транспортных компаний это повышение не стало неожиданностью.

Увеличение утилизационного сбора для поддержки российских производителей грузовиков

Представители российского флагмана производства грузовиков КАМАЗ считают повышение утилизационного сбора нужным и правильным решением. Они уверены, что такая мера ускорит адаптацию рынка к новым реалиям, говорят, что она не повлияет на цену грузовиков КАМАЗ. При этом дилеры зарубежных марок не могут сообщить, что цены останутся на прежнем уровне.

Статистика зафиксировала рост продаж грузовиков в России на более чем 66% или до 12,9 тыс. единиц в 2023 году. Но такую динамику обеспечили не отечественные производители, а китайские марки. Только в июне 2023 года почти 62% от общего количества купленных грузовиков или 8 тыс. единиц были собраны в Китае.

По официальным данным на российском рынке работает 17 производителей грузового транспорта из Китая. Многие из них наладили продажи менее чем за год. Эксперты в сфере логистики утверждают, что многие марки не были представлены в России в начале 2022 года.

При этом статистика показывает, что абсолютным лидером продаж в июне 2023 года стал КАМАЗ. Он реализовал 2,9 тыс. единиц транспорта. На втором месте находится китайская марка Sitrak, которая продала 2,2 тыс. грузовиков. Тройку лидеров замыкает компания Shaanxi. Она продала 2 тыс. единиц грузового транспорта. Это означает, что общая доля китайских грузовиков на рынке больше, чем российских.

Кроме того, в июне 2023 года зафиксирован рост в 3,4 раза или до 427 единиц продаж грузового транспорта зарубежных марок DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania. Он ввозится в Россию по схеме параллельного импорта. Лидером в этом сегмента стал Mercedes-Benz. Был продан 131 грузовик немецкой марки.

Эксперты считают, что у китайских производителей сильные позиции на рынке РФ, так как они предлагают оптимальное соотношение цена/качество. Они также полагают, что меры поддержки не всегда работают во благо, часто дают обратный эффект. Некоторые специалисты утверждают, что ослабление рубля, ускоренный рост инфляции увеличивает риски того, что повышение утилизационного сбора не станет действенным стимулом для российских производителей грузовиков.

О неудовлетворенном спросе и конкуренции

Эксперты в сфере логистики фиксируют стремительное старение парка грузовых автомобилей. И в сложившейся ситуации его обновление становится все более сложным. Значительно выросла не только покупка новой техники, но и стоимость ее содержания. Все это привело к тому, что парк грузовиков не увеличивается, а происходит замена транспорта, который выведен из эксплуатации.

В сложившейся ситуации российские производители не могут закрыть потребности транспортных компаний. Их представители утверждают, что дефицит сохранится и в 2024 году. Эксперты посчитали, что на 2023 год он составляет 120 тыс. единиц в крупнотоннажном сегменте.

Специалисты считают, что дефицит в последующие годы будет нарастать. И одна из причин этого – стремительный рост товарооборота между Китаем и Россией. Кроме того, эксперты говорят, что отечественные производители грузовиков пока не способны конкурировать с китайскими марками.

Но нехватку грузовиков все равно нужно компенсировать. И делать это придется за счет ввоза их из других стран. Тут повышение утилизационного сбора больше бьет по российским перевозчикам, чем поддерживает отечественного производителя.