Санкции и жизнь перевозчиков

24 июля 2023

Ввод одиннадцатого пакета санкций нанес ощутимый удар по российским транспортным компаниям. Но довести их до тотального банкротства не получилось. Европейские перевозчики запрещают использовать свои прицепы и полуприцепы для ввоза товаров в Россию. Зарубежные компании не хотят перегружать их в транспорт, зарегистрированный в РФ. При этом сохраняется возможность возвращения прицепов и полуприцепов с территории Евросоюза. Им разрешено перемещаться без груза.

Представители российских транспортных компаний говорят, что практически все прицепы и полуприцепы выехали с территории Евросоюза до 1 июля. Также они отметили, что для транспорта сохраняется возможность вернуться в Россию, который не успел это сделать. Но представители компаний-перевозчиков утверждают, что им неизвестны случаи нахождения в странах Евросоюза прицепов, полуприцепов, зарегистрированных в России.  

Как на санкции реагирует рынок

Введение санкций вынудило перевозчиков искать альтернативные варианты доставки товаров. Для этого привлекаются европейские компании. Транспортные компании работают по схеме перегрузки на границе. Несмотря на попытки адаптироваться к текущей ситуации, товарооборот между Россией и ЕС стремительно снижается. Это приводит к простою грузовиков и падению тарифов, которое достигло 20%.

Эксперты считают, что снижены цен доставки товаров из ЕС остановится из-за усиления экспортного контроля, увеличения времени простоя в очередях на пограничных пунктах. Их прохождение увеличилось до двух суток с учетом перегрузки товаров. Продолжительность этого процесса зависит от размера партии.

Дальнейшее повышение ставок

Эксперты говорят, что одиннадцатый пакет санкций, хоть и осложнил жизнь перевозчикам, но существенно не повлиял на грузооборот. При этом представители транспортных компаний уверены, что этот пакет не последний. Нельзя исключать полного разрыва логистических цепочек, которые связывают Россию и страны Евросоюза. Но перевозчики надеются, что это не коснется критически важных товаров, таких как медикаменты, продукты, гуманитарные грузы.

Беспрецедентное санкционное давление вынуждает перевозчиков осваивать новые направления. Многие компании переориентируются на Среднюю Азию, доставляют грузы в Казахстан, Азербайджан, Турцию.

Представители российских транспортных компаний считают, что дальнейшее ужесточение санкций вряд ли увеличит время прохождения границы, перегрузки товаров. Но вырастет стоимость услуг, что приведет к очередному повышению тарифов. Все это вынудит перевозчиков включать время простоя грузовиков в стоимость услуги. Пока сутки простоя обходятся перевозчикам в 150 евро. Но не исключено, что сумма увеличится. И это накладывается на проблемы с обновлением парка, существенным увеличением стоимости запчастей.

Многие эксперты, владельцы транспортных компаний считают, что санкции не повлияют на объем товарооборота между ЕС и Россией. И к его снижению не приведет рост тарифов. На ситуацию не повлияет и уход многих перевозчиков на другие рынки.

Имеющаяся информация позволяет сделать вывод о том, что дальнейший ввод санкций не обрушит транспортную отрасль, а спровоцирует существенный рост тарифов. Практика показывает, что рынок быстро адаптируется к изменению ситуации. Но остается неопределенность в том, насколько далеко Евросоюз готов зайти в желании осложнить жизнь российским перевозчикам.